Дневные ходовые огни

Дневные ходовые огни на автомобиле ДХО или DRL — это световые приборы, устанавливаемые в передней оптике автомобиля. Их предназначение — освещать в дневное время, улучшать видимость транспортного средства, и тем самым, снижать риски возникновения ДТП. В России на законодательном уровне обязательно использование ДХО, весь движущийся транспорт должен иметь включённые ДХО, или фары ближнего света, или противотуманные фары. Выбор источника света, выполняющего функцию ходовых огней, во многом определяется конструктивными особенностями автомобиля и его годом выпуска.

Дневные ходовые огни в фарах ближнего света by Вячеслав Потоцкий

Данная реализация "Дневных ходовых огней" (в основной конфигурации) предназначены для включения фар ближнего света при начале движения автомобиля и выключения их при остановке.

Варианты включения фар.

Существует несколько вариантов включения фар, в зависимости от поданного на вход управляющего сигнала.
  1. При начале движения автомобиля (автомобиль должен набрать некторую скорость, обычно 2-5 км/ч ), данный вариант реализуется при подаче на вход сигнала спидометра, именно этот вариант показан в видеоролике
  2. Во время работы двигателя, Пока двигатель заведен - фары включены, вариант реализуется путем подачи на вход сигнала тахометра
  3. Все время пока ключ зажигания находится в положении ACC, в этом варианте соответственно нужно подать сигнал ACC
  4. Также может быть реализован любой другой вариант, напимер подать на вход сигнал от лампочки "D" (если таковая имеется), и фары будут включаться в том момент когда вы переведете селектор АКПП в положение "D"

Какой из вариантов выбрать сказать сложно, в правилах дорожного движения говорится

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

из чего можно сделать вывод, что ДХО должны включаться во время ДВИЖЕНИЯ автомобиля (вариант А),в тоже время ГОСТ на правила установки ДХО нам говорит

6.19.7 Функциональная электрическая схема
В случае их установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение "включено" орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента.

Здесь лично мне непонятно что такое "включено" это либо заведен двигатель, либо ключ в АСС, но если следовать требованиям ГОСТ, нужен вариант С, ну или B, какой конкретно вариант выбрать решать вам. Как по мне самый компромисный вариант это вариант с тахометром.

Ниже на русунке изображена схема подключения устройства к автомобилю. Для управления используется два сигнала,

  1. "ВХОД" был описан выше
  2. Габарит" служит для отключения устройства, смысл данного сигнала как можно понять по названию, подключеннго либо к ламочке "габарита", либо к одноименному сигналу в автомобиле, отключать устройство от автомобиля при включениии любого осветительного прибора автомобиля, тем самым переводя работу осветительного оборудования автомобиля в штатный режим работы. (во исполнении пункта ГОСТ "Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента.")

так же есть выход "ИНДИКАЦИЯ" -данный сигнал можно использовать для индикации того что ДХО включила фары, подключив его например к подсветке приборной панели. Управления лампами фар автомобиля осуществляется по выходам A1,B1 соответственно для одной и A2,B2 для второй фары. выход необходимо подкючить парралельно реле включения фар. С обязателным соблюдением полярности.

Для снижения нагрузки на лампы и генератор автомобиля, мощность на лампы подается не полностью, а на 75% (можно отключить данную опцию). Также чтобы увеличить долговечность ламп, в режиме когда им придется многократно включаться и выключаться, при включении ламп мощность на лампы подается не сразу, а нарастает постепенно, что исключает протекание высоких токов при включении их на холодную нить накала, тем самым продлевая жизнь лампе.

Преимущество дневных ходовых огней в том, что количество расходуемого для их свечения топлива в несколько раз меньше, чем при использовании ближнего света фар, так-как не включается подсветка приборной панели, передние и задние габаритные фонари, а сами лампы горят не в полный накал. Так как задние габаритные фонари не горят, то это хорошо сказывается на распознаваемости стоп-сигналов сзади идущим транспортом. В свою очередь так как фары не горят на стоящем автомобиле (или с выключенным двигателем) есть возможность экономить запасы тока аккумуляторной батареи, а так же не произодет та ситуация что забыв выключить свет фар вы можете "посадить" аккумулятор, или даже полность его разрядить.

Хотелось бы заострить ваше внимание на то, что фары на автомобиле будут гореть только во время движения (в стандартной конфигурации), и будут работать только тогда, когда не задействован штатный свет, как толко вы включите любой свет который задействует габариты (а это обычно любой свет) устройство полностью отключится от машины, и все световые приборы будут работать в штатном режиме.

  1. Выход (POWER_ON). Сигнал индикации. Открытый колллектор, ток ограничен резистором R15 (1K), если нужен больший ток чем 10 мА придется уменьшить сопротивление этого резистора согласно вашим требваниям.
  2. Вход (ENDEL). Сигнал с лампочки габаритов. Активный уровень: положительный. В случае наличие этого сигнала на входе - устройство полностью отключается, и никак не вмешивается в алгоритм работы световых приборов в автомобиле.
  3. Вход (SENSOR). Сигнал включения света. Актвный уровень либо положительный (в случае наличия перемычки X2- 9 цифра), либо импульсный (чем выше частота тем быстрее включится свет).
  4. Земля (GROUND). Общий провод. Кузов автомобиля.
  5. +12В (A1) Питания +12 Контакт с реле фар, сторона +12
  6. LAMP (B1) Контакт с реле фар, сторона идущая к фаре
  7. +12В (A2) Питания +12 Контакт с реле фар, сторона +12
  8. LAMP (B2) Контакт с реле фар, сторона идущая к фаре
  9. Перемычка X2, При наличие перемычки управляющий сигнал может быть постоянным током, в отсутствие таковой - импульсный.
  10. PGM - Разъем для програмирования микроконтроллера.
  11. Перемычка X1 - перключаюий режим работы фар, на фары подается вся мощность, либо 75% мощности.

Вы можете приобрести пустую печатную плату для самостоятельной сборки устройства. Совсем пустая по цене 300 руб, со впаянным и зашитым микроконтроллером 600 руб, если вы захотите купить полность собранное устройство, пишите или звоните, цена будет зависеть от стоимости комплектующих на тот момент + 300 руб плата + 500 руб работа по сборке.

Fuse биты контолллера Attiny13:H:FF L:5A

Файлы для скачивания
Прошивка микроконтроллера 1.9 Кб
Принципиальная схема 99.2 Кб
Расположение элементов 16.3 Кб

Комментарии ()